1
2
Содержание
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Возрастные особенности детей 3 – 7 по усвоению музыкально – ритмических движений
и задачи по возрастам.
1.4. Основные принципы и требования реализации программы.
1.4.1. Требования к подбору музыкального репертуара.
1. 4.2. Требования к подбору движений
1.4.3. Контроль за самочувствием детей
1.4.4. Психолого – педагогические условия проведения занятий.
II. Содержательно – организационный раздел
2.1. Содержание работы по музыкально -ритмическому
воспитанию детей. Методы и приемы реализации программы.
2.2. Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений.
2.3. Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях
2.4. Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах
организации педагогического процесса.
2.5. Организация и структура проведения занятий
2.6.. Учебно – тематический план.
Приложение 1. Учебно – тематический планы по возрастным группам.
Приложене 2. Список литературы.
3
I. Целевой раздел.
1.1.
Пояснительная записка
Программа
платной
дополнительной
образовательной
услуги
«Ритмика» для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет разработана на основе
программы А.И. Бурениной "Ритмическая мозаика".
Ритмика - специальный раздел, который имеет целью активизировать восприятие
детьми музыки через движение и помочь выявить их музыкальные способности.
Основная задача занятий ритмикой в дошкольных учреждениях в развитии у
воспитанников общей музыкальности и чувства ритма. Основоположником современной
ритмики является швейцарский музыкант, педагог, композитор, музыковед Эмиль Жак –
Далькроз (1865-1950). Один из основных принципов его системы – подчинения
движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях
пластического движения.
Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до
автоматизма. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под
названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой
методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими
специалистами по физическому и музыкальному воспитанию.
По мнению Далькроза, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать
воспитание в нем «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой
и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам
процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет
половину своей цены». В современных детских садах музыкально-двигательное
воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику.
А.И. Буренина рассматривает ритмику, как своеобразный «донотный период» в
процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить
инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое «видение»
музыкального произведения в пластической импровизации. Известно, какое значение
В.М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить
равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные
темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и
лишние движения».
С первых занятий дети приобретают необходимые музыкально-двигательные
навыки, учатся внимательно слушать музыку во время движения, начинать или
оканчивать движение вместе с музыкой. Музыкальные произведения, подбираемые для
занятий ритмикой, должны быть доступны для восприятия и соответствовать возрасту
детей. Характерная черта ритмических занятий – большое количество заданий для
коллективного выполнения – помогает детям ориентироваться в пространстве.
Музыкальный репертуар для детей разного возраста, ежегодно обновляется,
дополняется современной музыкой, движениями. Педагоги постоянно нуждаются в
новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений
окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое,
свежее. Разработка репертуара — это бесконечный процесс, и для педагога важно не
столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение
самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а
также цель и задачи их развития.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим
психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память,
подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие
4
музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к
импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения
телом.
Разнообразные композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности
движений, позволяют использовать их в любых формах организации и работы с детьми
(от самостоятельной музыкальной деятельности детей до праздничных утренников).
Чтобы репертуар был музыкальным, выразительным, привлекательным для детей и
взрослых, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и,
в то же время, был доступным для исполнения.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель программы — развитие ребенка, формирование средствами музыки и
ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений,
чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде
деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка,
становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с
развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...
Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого
лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные
средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения,
музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды
искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым,
ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих
параметров, к которым относятся:
• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной
программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и
характер, понимать ее содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха
(мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под
музыку:
5
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в
деятельности, в слове.
движении,
в
изобразительной
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия,
внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства
такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в
каждом из них по возрастным группам.
1.3. Возрастные особенности детей по усвоению музыкально – ритмических движений
и задачи по возрастам.
3 — 4 года
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и
эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость.
Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова,
короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности
сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно
точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и
разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой
характер.
Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под
музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с
характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта,
умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально
-игровым образом.
Основное содержание
Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под
музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
• обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых
мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в
эмоциях, движениях;
• развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение
(контрастное: веселое — грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
темп (умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр
(высоко — низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию
мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру
частями).
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
6
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и
назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, пптички", "ручейки"и т.д.);
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой
галоп — "лошадки", подскоки (4-й год жизни);
общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность),
которые даются, как правило, на основе игрового образа;
имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или
трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по
координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной
ногой, "выбрасывание" ног и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под
другую музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения
для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами,
элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие
слухового внимания, способности координировать слуховые представления и
двигательную реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть,
страх, и т.д., т.е.. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался",
"Мишка радуется меду" и др.;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять
движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно
медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять
упражнения 1-го уровня сложности от начала до конца, не отвлекаясь — по показу
взрослого или старшего ребенка.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа,
переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные
эмоции, например, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.);
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства
такта и культурных привычек в процессе группового обшения с детьми и взрослыми:
пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место.
Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического
развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под
музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки,
игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в
этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет
творческую одаренность, музыкальность.
7
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме
музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и
двигательного развития ребенка.
4 — 5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по
координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков
музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а
также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении
под музыку в свободных играх;
• обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений
для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых
доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков.
•
развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки,
различные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное,
радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
теми (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо,
умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий,
средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание
восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с
контрастными по характеру частями;
•
развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная,
марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и
назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме,
ходьба на четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки1", "птички",
"ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "'горячему песку");
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой
галоп - "лошадки", легкие поскоки;
обще развивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения
на гибкость, плавность движений;
имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или
"трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь
передавать динамику настроения, например, "обида --прощение — радость";
плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации -например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой,
"выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения,
включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
8
3. Развитие умений ориентироваться в пространстстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом,
строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
•
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои,
оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический
образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе
смузыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слуховое
представление и двигательную реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть,
страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например:
"Кошка обиделась", "Девочка удивляется» и др.;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения
в различных темпах и ритмах;
•
развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое
восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный
образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
• формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении,
если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил
во время движения);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить
се на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и
непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения
с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и
самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов
движений в импровизации под музыку.
5 — 7 лет
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений,
которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает
способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из
области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми
более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни,
но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному
исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку,
формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
9
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за
произведения;
•
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
•
развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и
уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий,
средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также
вариации, рондо;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный
по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные все виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким
подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с
ускорением и замедлением;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой
галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.:
общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность);
упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений,
координации рук и ног;
имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также
ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца,
доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из
современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног,
сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и
др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в
несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на
основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.)
4. Развитие творческих способностей:
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под
другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая
пластический образ;
10
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения
для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и
давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального
произведения — по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения
заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,
разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость,
грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки
легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать
настоящей балериной" и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным,
игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если ктото упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже
освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить
себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость,
если у кого-то горе и т.д.);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди
себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место,
извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показатели уровня развития детей:
• выразительность исполнения движений под музыку;
• умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной
выразительности;
•
освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений;
• умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими
детьми;
• способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных
движений;
• точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических
композициях.
1.4. Основные принципы и требования реализации программы.
1.4.1.Требования к подбору музыкального репертуара.
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям
высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными
музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной
для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
• небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);
11
• умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших
дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями)
для старших;
• 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой,
ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации,
рондо и т.д.) для старших детей;
• музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны
быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер
качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по
художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными
по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые,
задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к
разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как:
• детские песни современных российских композиторов.
• народные мелодии.
• эстрадные мелодии.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает
у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к
музыке, формирует художественный вкус. Поэтому так важен строгий отбор
музыкальных произведений для занятий ритмикой. Иногда педагоги небрежно относятся
к музыкальному сопровождению, подбирая примитивные современные шлягеры или
обрывая звучание музыки (если она звучит слишком долго). Это недопустимо, поскольку
в детском возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности и
подобные явления портят художественный вкус ребенка.
В нашей программе музыка — это не фон, не просто удобный ритм, а средство
приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок
получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того,
специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи
художественного воспитания (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию
речи, обучению игре на инструменте).
Одна из особенностей программы "Ритмика" — это использование фонограммы на
занятиях. Целесообразность грамзаписи диктуется, с одной стороны, задачей знакомства
детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений, исполняемых на
различных музыкальных инструментах, а также с необходимостью осуществлять показ
педагогом в процессе разучивания движений.
1.4.2. Требования к подбору движений
При проведении занятий ритмикой педагог соблюдает требования к подбору
движений, которые должны быть:
• доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации
движений, ловкости, точности, пластичности);
•
понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир
игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших —
герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д. );
•
разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные
положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Характеризуя доступность ритмической композиции в целом, необходимо
проанализировать следующие параметры:
• координационную сложность движений;
• объем движений;
12
• переключаемость движений;
• интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от
подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту,
которому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются
подскоки, галопы, прыжки, приседания, выполняемые в умеренно быстром темпе.
Т.Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений соответственно
темпу музыки:
• быстрый бег — 160 акцентов в минуту;
•
подскоки, галоп — 120-150 акцентов в минуту;
•
маховые движения — 80-90 акцентов в минуту;
•
наклоны — 70 акцентов в минуту;
•
повороты, наклоны головы, растягивания — 40-60 акцентов в минуту.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для
детей, безусловно, относительно. Педагог должен соотносит все характеристики с
индивидуальными возможностями конкретного ребенка, а также ориентируется и на
средние показатели уровня развития детей в группе.
1.4.3. Контроль за самочувствием детей.
Во время занятий ритмикой педагог руководствуется общей заповедью "Не
навреди!", поэтому:
1. Постоянно следит за состоянием детей на занятиях.
2. Прислушивается внимательно к жалобам детей, не заставляет их заниматься,
если они не хотят двигаться (это может быть не проявлением лени, а началом
заболевания).
3. В беседах с воспитателями и родителями выясняет все данные о здоровье
ребенка, его индивидуальных особенностях.
4. Соблюдает гигиенические требования: влажная уборка, проветривание, а также
следит за удобством одежды и обуви детей для занятий. Особое внимание обращает на
покрытие пола (с целью профилактики травматизма — не скользкий ли пол, не торчат
ли гвозди из паркета и т.д.).
1.4.4. Психолого – педагогические условия проведения занятий.
Создание теплой, дружественной и непринужденной атмосферы игрового общения
ребенка и взрослого — одно из основных условий полноценного развития детей. В этом
отношении важна позиция педагога, понимание главного смысла своей деятельности.
Педагог организовывает занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без
принуждения, муштры, излишней дидактики (указаний, пояснений, замечаний и т.д.).
Самое главное — не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске,
сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия взрослого направлены
на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в собственных силах
и побудить его к творческому самовыражению под музыку.
Для
того, чтобы внутренне принять позицию "партнера", настроиться на
совместную творческую деятельность — движение под музыку, педагог учитывает
следующие установки и советы:
1. Во время ритмических композиций представьте, что вы — "симфонический
оркестр", внутренне и посредством пластических движений "проигрывайте"
музыкальное произведение как можно выразительнее.
13
2. Обращайте внимание на ту пользу, которую вам приносят систематические
занятия ритмической пластикой. Вы постепенно становитесь еще здоровее, стройнее,
красивее. Постепенно проходит "хруст" в коленях и шее, у вас развивается гибкость и
пластичность суставов. Какое счастье иметь возможное! каждый день двигаться вместе с
детьми под музыку!
3. Если вы чувствуете внутреннее сопротивление или в чем-то не согласны
отдельными упражнениями, можете изменить некоторые элементы музыкальноритмических композиций так, чтобы вам было приятно их выполнять.
4. Стремитесь к постоянному обновлению музыкально-ритмического репертуар; к
поиску разнообразных музыкальных произведений. Слушайте музыку, ходите на
концерты. Пусть каждый из вас заведет свою "копилку" творческих идей куда будет
"складывать" прекрасную музыку и интересные образные движения
6. Помните, что дети — ваше "зеркало". Они очень точно копируют все ваш
движения и мимику, поэтому будьте как можно выразительнее.
7.
Чаще улыбайтесь!
8.
Будьте с детьми искренни и естественны. Если у вас не получается какойнибудь вид (или элемент) двигательных упражнений, то честно признайтесь в этом детям
и покажите данное упражнение на способном ребенке. Признание собственного
несовершенства только поднимет ваш авторитет в глазах воспитанников.
9.
Старайтесь не сердиться на детей за то, что у них что-то не получается. Ведь и
у вас движения далеко не совершенны. Не делайте детям замечания "вслух", вы тем
самым закладываете ребенку "программу невыполнения", старайтесь наоборот, как
можно чаще хвалить детей и внушать им уверенность в собственных силах.
10. Прислушивайтесь к своим мыслям и чувствам, пытайтесь понимать свое тело,
доверять его ощущениям. Будьте его союзником другом, а не строгим надзирателем.
Двигайтесь с радостью и удовольствием.
11.
Музыка и движение заставляют задуматься о смысле своей деятельности.
Стремитесь к философскому отношению к жизни и работе. Почаще обращайтесь таким
специалистам, как А.Лоуэн, М.Фильденкрайз, В.Н.Никитин и др., они нам советуют:
"...первым делом необходимо развить в себе понимание собственного тела умение
им пользоваться. Самый мощный инструмент, который поможет нам этом, — наше
воображение".
"Чтобы быть целостной личностью, нужно идентифицироваться со своим телом и со
своим словом...Чтобы достичь этой интеграции, мы должны начинать с существования
тела. Вы — это ваше тело. Но все не должно заканчиваться в этом. Вы — это ваше слово.
А слово должно исходить из сердца".
II. Содержательно – организационный раздел.
2.1. Содержание работы по музыкально -ритмическому
воспитанию детей. Методы и приемы реализации программы.
В процессе реализации поставленных задач педагог сталкивается с проблемой
выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально комфортных
условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных
М£ способов достижения результатов. Как научить детей тонко воспринимать музыку,
выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, _
выражая в пластике музыкальный образ? На наш взгляд, для реализации этих задач
необходимы сведущие условия:
1. Использование интенсивных методов обучения — выполнение большого объема
двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать
большой круг разнообразных задач развития ребенка.
14
2.
Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе
выполнения движений под музыку.
3. Выбор оптимальной системы занятий.
4.
Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение
поставленных задач.
Рассмотрим каждое условие более подробно. Говоря об использовании интенсивных
методов, мы имеем в виду увеличение времени занятий движениями, то есть
активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени
пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке и т.д.), и
кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упражнениях. Другими
словами, чтобы научиться двигаться, надо прежде всего много двигаться. Но если этот
процесс не сделать радостным, привлекательным для детей, то, скорее всего, он
превратится в муштру (что нередко встречается в практике некоторых педагогов и
хореографов). Кроме того, важно подбирать такие ритмические композиции, которые
позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая,
художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные
способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных
двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов,
координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений
развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения
развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на
импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе
исполнения одной композиции (например, на музыку "Светит месяц" или "Калинка") в
течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также
формируются важнейшие качества личности.
Для успешной реализации комплекса задач программы педагог обеспечивает
психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не
было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог
старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Педагог
подбирает такой материал, доступный для исполнения, в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностям детей. Известно, что детям (и взрослым) нравится
исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило,
отвергается.
Педагог стремится сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой
музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный
отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
Следующее условие — выбор оптимальной системы занятий, что связано с
использованием в работе с детьми двух уровней работы с музыкально-ритмическим
материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым, он предполагает
освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового
сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в
основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку,
различные занятия и паузы между ними. В программы детских утренников трснинговыс
композиции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится
задача добиться от всех точного и правильного исполнения движений. Главное — это
дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт
движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений,
облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и
умений. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, как они могут
— все по-разному. Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального
развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный,
индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы
раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и
15
скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с
ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится
задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции
(с последующим выступлением ребенка не только на занятиях, но и на утренниках).
И последнее условие — согласованность действий всего педагогического
коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а
также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы
подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкальноритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по
развитию речи, формированию математических представлений, ознакомлению с
окружающей природой и т.д.).
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
• дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения,
тонко передавая музыкальный образ;
процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени занятия;
• дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении;
Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что
педагог ощущает некоторое облегчение в своей профессиональной деятельности, так как
значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара. Педагогика должна быть
экономной" — вот девиз предлагаемого подхода
Поэтому важно пересмотреть
содержание работы, убрать все лишнее и объединить усилия всех специалистов, а детям
предоставить больше времени для самостоятельных игр, творческой деятельности и
прогулок.
Однако такой результат достигается не сразу, так как требует определенного
времени, постепенного усложнения заданий и варьирования форм и методов работы с
детьми.
Рассмотрим более детально эту систему работы, в которой мы условно выделяем
три этапа.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических
композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко
выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает
разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в
самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт исполнении
по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений
самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и
отдельные движения.
3-й этап работы — подведение детей к творческой интерпретации музыкального
произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку,
формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые
движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих
задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, _
способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собственным
телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая
свобода.
К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в то же время, они могут
сочетаться (но на разном репертуаре).
Рассмотрим более подробно методику организации педагогического процесса на
каждом этапе.
В основе 1-го этапа обучения — подражание детей образцу исполнения движений
педагогом в процессе совместной деятельности. "Вовлекающий показ" (выражение
С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого
16
настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические
процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях
ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила
которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен артистичен показ педагога.
Показ должен быть "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают
музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие
в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо, время для отражения
зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием
музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей
(отражающие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке,
что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков. Есть еще одна
особенность такого показа — он должен быть в "зеркальном" отражении, поскольку дети
повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче
формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря "вовлекающему
показу" дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить
самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако
степень сложности двигательных упражнений, которые дети могут выполнить в
процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее определить, педагог должен определить
"ближайшую зону" развития ребенка (по Л.С.Выготскому), что позволяет предвидеть
последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать
детям почувствовать свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих
повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у
детей это происходит по-разному — у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с
каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом
этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и
тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных
композициях, будут освоены.
Следующий, 2-й этап занятий — это развитие самостоятельности детей в
исполнении композиций и других упражнений. Происходит это постепенно, как бы
незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе
совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения
самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по
показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям
предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда
можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие
приемы:
•
показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога — по
очереди или по желанию);
• показ упражнения условными жестами, мимикой;
• словесные указания;
• "провокации", то есть специальные ошибки педагога при показе с целью
активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили
ошибку.
Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного
исполнения по памяти. Наша задача — накопить двигательный опыт, сформировать
навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма,-то
есть навыка), и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг. Однако
некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игрыдраматизации (эффектные, "зрелищные") можно выучить с детьми с целью
последующего выступления (к ним, например, относятся: "Волшебный цветок",
"Белочка", "Упражнение с обручами" и др.). В этом случае ведется более тщательная
работа над качеством исполнения, так как у детей важно воспитывать чувство красоты,
культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил. Таким образом,
17
параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: "тренинг",
исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к
самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных композициях,
доступных индивидуальным возможностям детей) с целью воспитания и развития
личности ребенка.
Самостоятельное исполнение упражнении говорит о сформированности двига
тельных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень
развития важнейших психических процессов — воли, произвольного внимания,
музыкальной и двигательной памяти.
Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения
двигательного опыта мы переходим к 3-му этапу — творческому
самовыражению.
Происходит
это
тоже
постепенно.
Так,
в
некоторых
компози
циях сразу заложена вопросно-ответная форма исполнения, где предполагается
импровизация на определенный музыкальный фрагмент — проигрыш, припев и т.
Итак, резюмируя сказанное, подчеркнем, что импровизация как у детей, так и у
взрослых возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого
воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда
движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Так же
считал и Жак Далькроз: "Когда все, что касается ритма и техники, перейдет в категорию
автоматического, — все внимание освободится для передачи облеченного в ритм и звуки
чувства"**. Поэтому, если мы хотим достичь действительно художественной, а не
примитивной интерпретации музыкальных произведений в пластике, необходима
большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой
технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим. И
тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроизвольно, незаметно
для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комбинации. А это в свою
очередь будет стимулировать их общее развитие.
2.2. Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений.
Идя от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками
уделяется внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях
начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости,
умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов
движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие игровые упражнения, как
"Зайчик", "Белочка", "Мячик", тренируют умение легко прыгать на двух ногах;
"Лисичка" — это "мягкая", пружинящая ходьба, "Мячик покатился" — бег; "Мишка" —
ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках; лежа на спине, обхватив
руками ноги, согнутые в коленях — кататься с боку на бок; "Собачка" — ходьба на
четвереньках, бег; "Кошечка" — стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину
(развитие гибкости), "умывается", ходит на полупальцах и т.д.
Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании
стихотворений, а также в композициях ("Плюшевый медвежонок", "Белочка", "Мячик" и
др. из репертуара "Ритмической мозаики").
Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность
движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно,
развивают воображение детей, их эмоции, умение "оживлять" игровой персонаж,
животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений
вводятся и все остальные движения: общеразвивающие, основные, плясовые.
Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобретает
более дифференцированный характер.
18
Развитие основных и общеразвивающих видов движений, тренирующих
разнообразные двигательные качества умения, требует систематической работы, поэтому
композиции, построенные таких упражнениях, следует включать и в утреннюю зарядку,
и в музыкальные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна. В предлагаемом
репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, это не
выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведениях, а
значит и в разных ситуациях, разном темпе и ритме. Такое многократное повторение
позволяет детям "схватить" движение по показу, освоить его и автоматизировать. В
процессе наблюдения на групповых занятиях педагог определяет использовать детей,
которым необходима индивидуальная помощь, и проводить с ними дополнительные
занятия. (Иногда не следует торопиться с форсированием усвоения отдельных движений.
Мы рекомендуем педагогу поискать удобный для детей темп музыки или подождать
месяц — другой, так как случается, что ребенок и самостоятельно "схватывает"
движение просто по показу педагога).
С самых первых занятий ритмикой важно приучать детей слушать музыку,
начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучанием
аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка,
произвольность движений. Используются различные методические приемы — это
словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и
заключения, зрительные сигналы и т.д.).
Важно обращать внимание детей на характер исполнения, "вхождение в образ", на
необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержат паузу, ощутить
пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям — и простейшим, типа
"Белочка" или "Чебурашка", и к более сложным, с философским звучанием — например,
"Цыганские напевы", "Красный сарафан" и др.
Танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговных
композиций, включающих элементы парных, народных плясок (композиции "Полкис",
"Светит месяц", "Калинка" и др.), так и в специально подобранных танцах, которые
разучиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Еще одна, не музыкальная, но очень важная задача решается в процесса обучения
движению — это воспитание вежливости, элементарной культуры. Педагог
показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку (поклониться,
протянуть
ей
правую
руку),
и,
соответственно,
как
девочка
принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место
благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы — это объяснение
педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства собственного
достоинства, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на
занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой
поведения.
Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают
естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.
В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают
opиентироваться в пространстве зала. При этом важно в начале дать детям
возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим
было удобно. На первых порах детям нужно помочь, лучше всего словом. Это может
быть прямое указание (кому где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или
образное сравнение ("рассыпались горошком").
Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, свободно
располагаться и становиться врассыпную — сложная задача, и для этого понадобится
много времени (может, не один год) и терпения.
Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в
процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и
естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.
19
Для того, чтобы детям легче было перестроиться в процессе движения, можно
использовать и зрительные ориентиры: узор ковра, мебель в зале, расположение окон,
стен и пр. При этом важно правильно обозначать направление движения — "направо",
"налево", "вперед", "назад", то есть связать "мышечное чувство" направления движения
со словом (задействовать 1-ю и 2-ю сигнальные системы — основу формирования
навыка, по И.П.Павлову). Можно использовать также метод моделирования —
выкладывать на фланелеграфе или на столе различные танцевальные фигуры и
последовательность перестроений (этот прием больше используется со старшими
детьми).
Таким образом, формирование умения ориентироваться "на себе" (правая-левая
рука, нога), "от себя" (направо, налево, вперед, назад) закладывается в младшем
дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.
2.3. Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях
Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на
сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, на наш взгляд, наиболее оптимальной
формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта,
незаметна для самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить
удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой само настрой
взрослого способствует эмоциональному "заражению", установлению теплой,
дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства
неуверенности.
В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следующие
задачи:
а)
заинтересовывайте новой композицией;
б)
максимальная концентрация внимания детей;
в)
активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.
Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому
материалу педагог выбирает наиболее оптимальные, соответствующие личности самого
педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям своих воспитанников.
Это могут быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и геороям
мультфильмов и т.д.
Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу,
процессе подражания дети внимательно следят за движениями педагога, их внимание
полностью поглощено отражением действий взрослого. Темп и ритм движений их
последовательность а также характер исполнения подчинены показу и звучании музыки.
В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, формируются
умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная,
зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует
более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию
ребенка.
Однако во многих композициях сочетается исполнение фиксированных движений
(по показу) и свободное, самостоятельное выполнение движений (на проигрыш песни.
Переход от подражанию к самостоятельности требует включения самоконтроля, волевых
усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощенности. На первых занятиях не
все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к
музыке, обдумать движения. Педагог подбадривает детей, старается стимулировать
творческую активность, подбирает образные сравнения, характеризующие игровой
образ, внушает уверенность в собственных силах.
В процессе наблюдения воспитатель определяет те виды упражнений, которые
вызывают у детей затруднения. Их можно сразу же показать в медленном темпе пол
счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затеи снова
детям предлагается исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые
20
сложные движения совсем не получаются у детей, то можно их заменить на более
простые.
Педагогу следует акцентировать внимание не столько на ошибках исполнения,
сколько на характере движений, отражающих музыкально-игровой образ и
ориентироваться на поиск приемов, облегчающих детям освоение упражнений. Чтобы
добиться успеха, необходимо вначале уделить внимание формированию у ребенка
установки на исполнение композиции. Важно "зацепить" интересы детей, их жизненный
и игровой опыт, как бы перекинуть "мостик" от музыки и содержания композиции к
интересу ребенка, его индивидуальности и вызвать желание "войти в образ", показать его
в пластике. Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных
установок, опоры на различные образы. Как показывает практика, освоение детьми
композиций происходит в течение примерно 2—3 недель. При этом мы не ставим задачу
абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются, кто как
может, главное, чтобы с удовольствием. По мере повторения композиции в разных
ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями и т.д.) постепенно осваиваются
отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые педагог ставит
танцы индивидуально или с подгруппой детей, но в этом случае акцентируется внимание
на качестве, выразительности движений.
2.4. Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах
организации педагогического процесса.
Как мы уже отмечали, данная программа ориентирует педагога на сотрудничество с
ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в
педагогическом процессе*. Поэтому предлагаемый репертуар — ритмические
композиции — используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и
на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на
занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной
деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, репертуар
программы позволяет каждому педагогу определять место его использования и в
соответствии с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму
занятий с детьми (как бы составлять "узор ритмической мозаики"). Такой подход дает
возможность использовать данный материал не только как средство развития
музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как
игровой тренинг психических процессов — внимания, памяти, воли, творческого
воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания
или повышения психофизического тонуса и т.д. — в самых разнообразных формах
организации педагогического процесса в детском саду, в школе на уроках и во
внеурочной деятельности. Опытный педагог средствами ритмопластики за считанные
минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить
настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально-ритмические
упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния
детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и
малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в
качестве физкультминуток. На занятиях природоведческого содержания — творческие
задания на выразительность пластического образа на тему природы — "Упражнение с
осенними листьями", "Дети и природа" и т.д.).
Такие композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх —
драматизациях, семейных 'праздниках, в повседневной работе с детьми.
Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети
самостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые
они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и
выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов.
Поскольку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно
21
вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны
выглядеть (шапочки зверей, ленты — как стебли водорослей и т.д.).
Танцевальные композиции включаются в занятия и вечера досуга, которые имеют
общую игровую тему ("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные
композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими
играми и другими видами занимательных заданий.
Для удобства в планировании репертуар программы систематизирован по сезонам,
по темам и по возможностям включения в различные формы организации
педагогического процесса. Ежегодно дети показывают приобретенные умения на
отчетных концертах, фестивалях и конкурсах.
2.5. Организация и структура проведения занятий.
Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного
пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном
зале, с использованием фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий.
План организации занятия ритмикой.
Вводная часть:
• построение и приветствие детей
• проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо
Подготовительная часть занятия:
• разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
• танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).
Основная часть занятия:
• партерная гимнастика
• разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.
• разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.
Заключительная часть:
• музыкальная игра
• построение, поклон
Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю. В соответствии с требованиями
санитарно – гигиенических правил и нормативов длительность занятия ритмикой
составляет во второй младшей группе для детей 3 -4 лет – 15 минут, в средней группе
для детей 4 – 5 лет – 20 минут, в старшей группе для детей 5 – 6 лет – 25 минут, в
подготовительной к школе группе для детей 6 -7 лет – 30 минут
2.6. Учебно – тематический план.
Учебно - тематический план включает распределение программного репертуара по
месяцам учебного года с октября по май (см. приложение 2)
Приложение 1.
Учебно - тематический план
младшая группа 3-4 года/
недели
1
№
занятия
1-2
Тема/Содержание занятия
Октябрь
Задания и упражнения без предмета
/вторая
Количество
часов
2
22
Знакомство с танцевальными движениями
Разучивание танца «Осень» муз. Парцхаладце
Разучивание игры «Ветерок»
Ноябрь
2
3
4
3-4
5
6
5
6
7
8
7-8
9
10
11-12
Разучивание танца «Тучка-сердючка»
Повторение танца «Осень»
Игра Солнышко и дождик» танец «Осень»
Закрепление танца «Тучка-сердючка» «Осень»
Декабрь
2
1
1
2
9
13-14
Разучивание новогоднего хоровода: «Снег- снежок»
2
10
11
12
15-16
17
18
Разучивание игры «Лесные зверята», танец «Зайчики»
Повторение хоровода и танца
Закрепление хоровод и танца
Январь
2
1
1
13
14
19-20
21-22
2
2
15
23
16
17
18
25-26
27-28
29
30
Повторение хоровода и игры.
Музыкально-подвижные игры. «Едет красная машина»
«Заячья зарядка»
Повторение музыкальных игр.
Февраль
Разучивание танца «Моряки»
Разучивание танца «Варенье»
Музыкально-подвижная игра «Снежинки и ветерок»
Повторение танцев «Моряки» «Варенье»
Март
19
20
21
31-32
33
34
35-36
Разучивание танца «Лапушки»
Разучивание танца «С салютиками»
Танец-игра «Котята»
Закрепление танцев «Лапушки» и «С салютиками»
Апрель
2
1
1
2
22
23
24
37-38
39
40
41-42
2
1
1
2
25
26
27
28
43-44
45-46
47
48
Разучивание танца. «Веселые малышки»).
Разучивание танца-игры «Воробышки»
Повторение танца «Веселые малышки»).
Закрепление танцев
Май
Разучивание танца «Раз ладошка» « Озорная оса»
Повторение танцев.
Закрепление танцев.
Открытое занятие
Количество часов
Итого
Учебно - тематический план
недели
№ занятия
группа 4 - 5 лет/
Тема/Содержание занятия
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
48
/средняя
Количество
часов
23
1
2
3
4
1-2
3-4
5
6
5
6
7
8
7-8
9
10
11-12
9
13-14
10
11
12
15-16
17
18
13
14
19-20
21-22
15
23-24
16
17
18
25-26
27-28
29
30
19
20
21
31-32
33
34
35-36
22
23
24
37-38
39
40
41-42
25
26
27
28
Итого
43-44
45-46
47
48
Октябрь
Знакомство с танцевальными движениями
Разучивание танца «Зонтик непоседа»
Разучивание хоровода «Листопад»
Разучивание танец-игра «Золотая осень»
Ноябрь
Повторение танца «Зонтик непоседа» «Листопад»
Разучивание танца «Капельки-пружинки»
Повторение танца «Капельки-пружинки»
Закрепление осенних танцев
Декабрь
Разучивание новогоднего хоровода: «Новый год к нам
идет»
Разучивание новогоднего танца «Снеговичок» «Куклы»
Разучивание игры «Снежок дружок»
Закрепление новогоднего репертуара.
Январь
Повторение хоровода и игры.
Музыкально-подвижная игра. «Да-да-да» Разучивание
танца «Конфетки»
Закрепление игры и танца.
Февраль
Разучивание танца «Юный моряк»
Разучивание танца «Детки-конфетки»
Музыкально-подвижная игра «Помощники»
Повторение танцев «Юный моряк» «Детки-конфетки»
Март
Разучивание танца «Дочки -сыночки» Вальс цветов
Повторение танца «Дочки-сыночки» Вальс цветов
Танец-игра «Топ-хлоп»
Закрепление танца и игры.
Апрель
Разучивание танца «Горошинки цветные»
Разучивание танца «Парная полька»
Повторение танцев
Закрепление танцев
Май
Разучивание танца «Друзья», игра «Карусель»
Повторение танца и игры «Друзья», «Карусель»
Закрепление танцев.
Открытое занятие
Количество часов
Учебно - тематический план
недели
1
2
№ занятия
1-2
3-4
группа 5 - 6 лет/
Тема/Содержание занятия
Октябрь
Знакомство с танцевальными движениями
Разучивание игры «Туча»
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
48
/старшая
2
2
3
5-6
4
5
6
7-8
9-10
11-12
7
13-14
8
15-16
9
17-18
10
11
19-20
21-22
12
23
13
14
15
25-26
27-28
29-30
16
17
18
31-32
33-34
35-36
19
37-38
20
21
39-40
41-42
22
23
24
43-44
45-46
47-48
Итого
недели
№
занятия
1
2
3
4
1-2
3-4
5
6
5
7-8
6
7
9
10
24
Разучивание танца «Осенние листья»
Ноябрь
Разучивание танца «Кап-кап»
Повторение танца «Осенние листья»
Игра «Туча». Закрепление разученных танцев.
Декабрь
Разучивание новогоднего хоровода: «у елки
новогодней»
Разучивание танца «Бабка -ежка» игра «Хвост Бабы
яги»
Повторение разученных танцев.
Январь
2
2
2
2
2
2
2
Повторение хоровода и игры.
Музыкально-подвижные игры. «Шапочка» «Зимние
забавы»
Повторение музыкальных игр.
Февраль
Разучивание танца «На палубе»
Музыкально-подвижная игра «Обнималочка»
Разучивание танца «Мама-мамочка»
Март
Разучивание танца «Модницы»
Повторение танцев.
Танец-игра «В доме пахнет пирогами»
Апрель
Разучивание танца «Весна красна идет» хоровод
«Весняночка»
Разучивание танца «День Победы!» «Катюша»
Повторение танцев.
Май
Разучивание танца «Смайлики» «Веснушки»
Разучивание танца «Ты мой друг»
Закрепление танцев.
Открытое занятие
Количество часов
Учебно - тематический план
/подготовительная к школе группа 6 -7 лет/
Тема/Содержание занятия
Октябрь
Знакомство с танцевальными движениями
Разучивание танца «Повсюду дождь»
Разучивание танца «Осенний вальс»
Разучивание игра «Пирожки» массаж «Капуста»
Ноябрь
Повторение танца «Повсюду дождь» игра «Веселый
зонтик»
Игра «Пирожки» игра «Веселый зонтик»
Повторение танца «Осенний вальс»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
48
Количество
часов
2
2
1
1
2
1
1
8
11-12
9
13-14
10
15-16
11
12
17
18
13
14
19-20
21-22
15
23-24
16
25-26
17
18
27-28
29
30
19
20
21
31-32
33
34
35-36
22
37-38
23
24
39
40
41-42
25
26
27
28
Итого
43-44
45-46
47
48
25
Закрепление осенних танцев
Декабрь
Разучивание новогоднего танца: «Новый год у ворот»
Разучивание новогоднего танца «Новогодняя
считалочка»
Разучивание игры «Снегоход»
Закрепление новогоднего репертуара.
Январь
Повторение хоровода и игры.
Музыкально-подвижная игра. «Кто я?» Разучивание
танца «Россия!»
Закрепление игры и танца.
Февраль
Повторение танца «Россия!». Разучивание танца к 8
марта «Мама круче всех!»
Разучивание танца «Ладушки-оладушки»
Повторение танца «Мама круче всех!»
Закрепление танцев к 8 марта
Март
Разучивание танца «Шалунишки»
Разучивание танца «Со шляпами»
Танец-игра «Дружные ребята»
Закрепление танцев и игры.
Апрель
Разучивание танца «Вальс Победы» Разучивание танца
«Журавли»
Разучивание танца «Белые панамки»
Повторение танцев
Закрепление танцев
Май
Разучивание танца «Зажигаем звезды» «Самый-самый»
Разучивание танца «Флешмоб»
Закрепление танцев.
Открытое занятие
Количество часов
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
48
Приложение 2.
Список литературы
1. А.И.Буренина РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
2. Балет: Энцикл. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.
3. Берн штейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности —
М.,1966.
4. Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. — СПб., 1905. — Т.5,7.
5. Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967.
6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
7. Выготский Л.С. Психология искусства — М.,1986.
26
8. Гальперин П.Я. К вопросу о роли установки в мышлении // Intentio. — 1994. — Вып.
2-С. 4-25.
9. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция.
СПб — 1922.
10. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.
11. Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы
психологии. - 1961. — №1 - С.119-132.
12. Кречмер Ф. Строение тела и характер. — М.,1995.
13. Кручинин В.А. Ритмика в специальной школе: Метод, рекомендации. —
Педагогическое общество РСФСР, Горьковское отделение, 1990.
14. Лисицкая Т. Пластика, ритм. — М.: Физкультура и спорт, 1985.
15. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. — М.: Академия, 1999. Лоуэн А.
Биоэнергетика. — СПб.: Ювента, 1998.
16. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. — М.: Алетсйа, 1998.
17. Розенбаум Д.А. Когнитивная психология и управление движением: сходство между
вербальным и моторным воспроизведением // Управление движениями. — М., 1990.
18. Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.—
М.: Просвещение, 1989.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
20. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности
методом музыкального движения // Психологический журнал. — 1982. — Т.З.- №3. С.84-92.
21. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. 1947.
М.
22. Тешюв Б.М. Избранные труды. Т. 1: Психология музыкальных способностей. — М.,
1985.
23. Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. — М., 1959.
Фильденкрайз М. Осознавание через движение. — М., 1994.
24. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и
практика. — М., 1995
27
28