Программа дополнительной образовательной услуги Играем в театр

Пояснительная записка.

«Театр не открывает слушателю и зрителю своей красоты,
своих глубин, своих увлекательных тайн,
если человек не готов к знакомству с ними,
не знает самых простых законов искусства,
его азбуки и грамматики»
Ю. Покровский

Театр занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного

возраста.

Это

объясняется

и

спецификой

психологическими особенностями дошкольников.
Издавна

театр

признавался

важным

этого

и

вида

искусства

незаменимым

формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

и

средством

Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он

познаёт мир (Г.И.Мерзлякова). Именно искусство способно разбудить детские

чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал
ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку

без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в
эмоциональном и творческом развитии ребёнка.

Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и

демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет
основные

воспитательные

функции:

умственное

развитие, развитие творческих способностей.

развитие,

эмоциональное

Театрально - игровая деятельность является источником развития чувств,

глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным

ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Народное искусство
соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов

образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального

воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые

проблемы. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не

только изучают театральный жанр, но и реализуют полученные знания в
повседневной жизни. Литературные произведения учат детей понимать добро и

зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и
великодушие к природе. Творческие проявления детей в театрализованной
деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая
активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а

также в повседневной жизни детского сада. Основы творческой инициативы

закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе

атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть
непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально
реализовать их творческую индивидуальность.

Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной

любовью. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и

естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и
проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и
характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания.
Указанные особенности ребёнка - эмоциональность и подражание - являются

основой развития творческих (сценических) способностей детей. Я считаю, что

тема «Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой
деятельности», в настоящее время особо актуальна. В чём же её актуальность?
Актуальность.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта.

С этим связано стремление родителей дать детям знания, а не способность
чувствовать, думать и творить.

Цель работы - создать максимально благоприятные условия для развития
творческих способностей детей как младшего, так и старшего возраста.

Обучая новым приемам игры на музыкальных инструментах, музыкальный

руководитель должен

добиваться от детей самостоятельного придумывания

различных способов озвучивания появления того или иного героя. Ребенок учится

понимать красоту музыки, усваивает богатство родного языка, его выразительные

средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и
их поступкам.

К театрализованной деятельности детей в ДОУ нужно обязательно

привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в
детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты,
маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные
инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.).
В

качестве

результатов

работы

по

организации

театрализованной

деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более
эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать

свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене,
перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой,
культурной и творческой личностью.
Практическая значимость:

Сегодня многие педагоги ищут новые гуманистические, личностно-

ориентированные подходы к музыкальному образованию дошкольников и
нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми, которые позволят
пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности.

Как построить театрализованную деятельность таким образом, чтобы детям

было интересно, чтобы они жили музыкой и ее образами, могли выразить свои
чувства в пении и движении? Как воспитать и развить основные его способности:
слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Изучив большое количество методической литературы, я смогла сделать

вывод, что одним из самых популярных и увлекательных направлений является

театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у

ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры,

воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре,

помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка
эмоциональную

отзывчивость,

оздоровительный характер.

и

при

этом

имеет

ярко

выраженный

При организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо

подбирать такие художественные произведения, которые бы заинтересовывали
детей, вызывали сильные чувства и переживания, имели занимательноразвивающийся сюжет.
Цель

программы:

Развивать

театрализованную деятельность.

творческие

способности

ребёнка

через

Задачи программы:

1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра;

2. Поэтапное освоение детьми видов творчества в старшем дошкольном возрасте;
3. Совершенствование артистических навыков детей;
4. Раскрепощение ребёнка;

5. Работа над речью, интонациями;

Игра - наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки

выражения

эмоций,

впечатлении

(А.В.

Запорожец,

А.Н.

Леонтьев),

а

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации

дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного
произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития
чувства партнерства, освоение способов позитивного взаимодействия. В ходе

совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи
наиболее эффективно происходит речевое развитие ребёнка. В театрализованной
игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы

эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с

окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию

психических

процессов,

качеств

и

свойств

личности-воображения,

самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Театрализованная деятельность детей 5-7 лет предполагает:
1.
знакомство детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы
и так далее);
2.
формирование интереса к сценическому искусству;
3.
создание атмосферу творческого выбора и инициативы для каждого ребенка;
4.
развитие личностные качества (коммуникативные навыки, партнерские
взаимоотношения);
5.
воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со
сверстниками;
6.
освоения навыков действий с воображаемыми предметами;
7.
развитие навыков передачи образа различными способами (речь, мимика,
жест, пантомима и прочее);
8.
создание условий для показа результатов творческой деятельности,
поддержания инициативы в изготовления декораций, элементов костюмов и
атрибутов;
Реализация работы по программе:
Программа

реализуется

через

кружковую

работу

(подгрупповая,

индивидуальная). А так же работу с родителями, где проводятся совместные
театрализованные представления, праздники, кукольные театры, изготовление

совместно афишы, костюмов к спектаклю, проведение лекториев для родителей,
выступление музыкального руководителя на собрании, совместное оформление
музыкального

зала

к

спектаклям

и

праздникам,

анкетирование,

аудиоконсультации для родителей, оформление фотостенда для родителей.
Организация работы по программе:

Театрализованная деятельность проводится в старшей и подготовительной

группе один раз в неделю по 25-30 минут.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного

материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные
фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом

возрастных особенностей, построена
сложному);

по принципу дидактики (от простого к

Проблемность – направленная

ситуаций;

на поиск разрешения проблемных

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на

расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных
процессов.

Структура программы:
Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на

совместную работу.

Основные виды работы – чтение сказок, рассказов, стихов, экскурсии в

театр, просмотр спектаклей в дошкольном учреждении и беседа по увиденному,
просмотр иллюстраций, видеоматериалов.
Часть 2. Продуктивная
В

нее

рассматривание

входит

художественное

иллюстраций,

рассказ

слово,

объяснение

воспитателя

материала,

и

музыкального

Элементы театрализованной деятельности: сказкотерапия

с элементами

руководителя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

импровизации, разыгрывание этюдов, стихотворений, потешек, сказок, небольших
рассказов с использованием мимики и пантомимики. А так же игры на развитие
воображения, внимание, памяти, восприятия, мышления, этюды на выражение
основных эмоций.

Часть 3. Завершающая

Цель театрализованной деятельности – получение знаний посредством

создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком
положительных эмоций.

Рекомендации по работе над ролью:

 составление словесного портрета героя;

 фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,
друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

 сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных
инсценировкой;

 анализ придуманных поступков;

 работа над сценической выразительностью: определение целесообразных
действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке,
мимики, интонации;

 подготовка театрального костюма;

 использование грима для создания образа.

Правила драматизации:
В

театрализованных

драматизации:

играх

с

дошкольниками

следующие

правилам

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ

сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети
переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою
личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не

похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя

во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических

упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои
вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за
другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками

спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут
помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение

главных героев. Например, в сказке про Красную шапочку добавлены роли
девочек – бабочки, мальчиков – деревьев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно.

Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило
индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли,
которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или

иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми

обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что

ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что
чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее

обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи

поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого
ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом

всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому
ребенку.

Атрибутика к драматизациям:

Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям

погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их

характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких

артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.
Атрибутика не должна быть сложной, дети иногда изготавливают ее сами, или

используем шапочки-маски. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в

процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно
меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.)

При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с

персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача
настроения героя и нашего отношения к нему.

Оценка эффективности работы (диагностика):

Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности

театрального кружка определяется с помощью диагностического комплекса,
который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку
развития навыков театрализованной деятельности.

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной
деятельности:

- знание основ театральной культуры;
- речевая культура;

- навыки кукловождения;

- эмоционально-образное развитие;

- основы коллективной творческой деятельности;

Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной

деятельности:

- поведенческая активность;

- коммуникативно- речевые навыки;
- отношения с взрослыми;
- любознательность;

- стремление к общению в больших группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность;

Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной

деятельности

основана

на

работе

Т.С.

Комаровой.

Ключевой

метод

отслеживания – наблюдение - позволяет выявить как положительные результаты,

так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить
перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий.
В итоге диагностики воспитанник:

1). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и деятельности.
Знает правила поведения в театре;

2). Называет различные виды театра, знает их различие, может охарактеризовать
театральные профессии;

3). Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё
высказывание;

4). Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев;
5). Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного
произведения;

6). Умеет пересказать произведение от разных лиц, используя языковые и
интонационно-образные средства выразительности речи;

7). Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных

эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства
выразительности;

8). Импровизирует с куклами различных систем в работе над спектаклем;

9). Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую
активность на всех этапах работы над спектаклем;
Учебный план

для детей смешанной группы с октября по апрель:

- количество занятий в неделю – 1 (по 30 минут);
- количество занятий в неделю – 4;
- количество занятий в год – 32;

- количество часов в месяц – 2 часа;

- количество часов в год – 160 часов.
Ожидаемые результаты реализации программы:

•

Иметь представление о народных праздниках, обрядах и традициях.

• Использовать в повседневной жизни произведения малых фольклорных
форм (колядки, заклички, потешки, пословицы, припевки, считалки, загадки,
дразнилки).

• Разыгрывать русские народные сказки, инсценировать русские народные
песни.

• Знать название инструментов, уметь их использовать в оркестре

(треугольник, дудочка, трещотка, бубен, бубенчики, свистульки, рубель,
ложки,

коробочка).

• Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

Уметь сочетать движения рук и ног, выполнять хороводные движения.

• Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со
сверстниками. Уметь творчески самовыражаться.
II. Учебно-тематический план.
месяц
Октябрь

количество
занятий

1

Тема
«Что такое
театр?»

«Введение в
искусство»

1

Задачи
1. Формировать умение детей
выразительно произносить фразу,
стихотворение, несущие
различную эмоциональную
окраску (грустно, весело);
2. Развивать психофизические
способности детей (мимику,
жесты);
1. Познакомить и закрепить
театральные профессии,
2. Запоминать слова и
выражения, связанные с
театром.

«Виды искусства»
«Просмотр
презентации»
«Театрализованные

1.

Учить

детей

инсценировать

2

представления»

Постановка «Под
зонтом» -

кукольный театр

Ноябрь

2

«Волшебный мир
балета (просмотр
презентации)»

хорошо знакомые им сказки,
используя настольный кукольный
театр;
2. Поощрять «озвучивание» куклы
- пение вместе с педагогом хорошо
знакомых песен;
3.
Знакомить
с
куклами
театральной студии;
4. Развивать у детей умение
определять, из какой сказки
данные куклы;
1. Познакомить детей с
историей театра оперы и
балета им. П.И.Чайковского
г. Перми.
2. Способствовать проявлению
интереса к искусству балета.
3. Конкретизировать
представления детей о школе
балетного искусства в
России, о занятиях
классическим танцем,
балетных спектаклях.
Формировать представления о
танцевальных костюмах,
балетной обуви, афишах,
программках.
Вызвать интерес к посещению
балетных спектаклей.

2

«Балет, балет,
балет»

1. Познакомить детей с
историей театра балета
города Березники
2. Способствовать проявлению
интереса к искусству балета.
3. Конкретизировать
представления детей о школе
балетного искусства в городе,
о занятиях классическим
танцем, балетных спектаклях,
артистах и руководителях.

Декабрь

4

Театр-сказки
Балет

«Щелкунчик»

1. Формировать
представления о
танцевальных костюмах,
балетной обуви, афишах,
программках.
2. Вызвать интерес к
театральной постановке
«Щелкунчик».

Январь

Новогодние сказки

Февраль

2

«Сказки и былины»

Март

2

«Мамочке любимой
сказочку прочтем»

1. Формировать умение детей
узнавать героев по характерным
признакам.
2. Совершенствовать умение
детей передавать образы героев
сказки.
3. Развивать у детей память.
4. Способствовать развитию
детей дружеские
взаимоотношения.

1. Знакомить с устным
народным творчеством
русского народа, героями
богатырями.
2. Формировать
патриотические чувства
через фольклор.
3. Поддерживать интерес через
постановки р.н. сказок.
1. Привлекать к участию в
театрализованном
представлении всех детей,
2. Учить взаимодействовать
во время представления.
3. Поддерживать доброе и

Апрель

2

Театры разных

4

Театрализованная

стран

постановка
«Как звери

солнышко будили»

МАЙ

3

«Театральное

1

Отчетный

ассорти»
концерт

III. Содержание программы:
Основные темы занятий:
1. Виды театрального искусства.
2. Театры и куклы.
3. Сказки.

уважительное отношение
к женщинам (маме,
бабушке, девочке)
1. Знакомство с историей
театров разных стран:
Куклы марионетки;
Кукла на «трости»;
Французский домашний
театр.
1. Учить детей
перевоплощаться в
сказочные персонажи
зверей,
2. Взаимодействовать в
постановке с
музыкальным
сопровождением.
- Подготовить детей к отчетному
концерту с участием родителей.
- Привлечь родителей к участию в
концерте, используя театрэкспромт.

4. Люди и животные.
Структура занятий:
1. Вводная часть: приветствие и определение темы занятия; (3-5 минут)
2. Основная часть (10-15 минут):
- беседа по теме занятия;
- рассматривание иллюстраций, наглядного материала;
- знакомство, повторение, закрепление музыкального материала (распевание,
пение, работа над текстом, дикцией, интонацией, звукоизвлечением, фразировкой,
распределением дыхания);
- разучивание инсценировок и театрализованных постановок;
- упражнения для общей моторики по тексту;
- отработка движений сценических образов;
- игры с предметами;
- работа над выразительностью исполнения ролей.
3. Заключительная часть (до 5 минут):
- вывод и показ готового продукта;
- упражнения на релаксацию и снятие эмоционального и физического напряжения.
В программе строения занятий по музыкально-театрализованной
деятельности выделяются два направления:
Первое направление предусматривает развитие музыкальных способностей и
вокально-хоровой культуры, а второе-развитие сценического мастерства и
творческих навыков в театрализации.
IV. Методическое обеспечение программы
Структура занятий: занятия составлены с опорой репертуар русского народного
материала и имеют принцип игрового обучения.
Длительность занятия 30 минут. Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма
движений;
- игры и упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса;
- упражнения для развития артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, мимики;
- вокально-хоровые упражнения;
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- игры на развитие чувства ритма, темпа;
- упражнения на развитие координации пения с движением;
- игровые упражнения с предметами на развитие мелкой моторики;
- упражнения на восстановления дыхания;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- упражнения на релаксацию.
Методы и приемы обучения:

Построение занятий по народному пению базируется на совокупности
различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти
приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого
материала, музыкального и общего развития ребенка:
Показ и объяснение;
Знакомство со сказками и народными песнями и их разучивание;
Чтение и рассказывание народных сказок;
Беседы;
Вопросы;
Заучивание стихов, потешек, чистоговорок и скороговорок;
Пальчиковая гимнастика;
Загадывание и отгадывание загадок;
Работа над этюдами;
Имитация движений и звукоподражание.
Условия реализации программы
Материальное оснащение
 Занятия в кружке по театрализованной деятельности проводятся в
музыкальном зале.
 Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра,
телевизора, DVD-плеера набора аудио- и видеозаписей для просмотра и
прослушивания музыкального материала.
 костюмы зверей, птиц, людей.
 Наглядно-демонстрационный материал: таблицы со складами и текстами
коротких песен, иллюстрации к детским песенкам, дидактические игры.
 Костюмы
 Народные инструменты: балалайка, трещотка, рубель, стуколка, свирель,
свистулька, деревянные ложки, ксилофон, гармонь, аккордеон, баян и
другие.
 Ширма для кукольного театра.
 Кукольный театр, настольный театр, театр масок, театр мягких и
резиновых игрушек.

1.
2.
3.
4.
5.

Программы и методики, направленные на развитие ребенка в
театрализованной деятельности:
Программа С.И, Мерзляковой « Фольклор-музыка-театр»,М., 1999 г.; М.В.
А.А. Ивановой, А.А. Кудрявцевой «У наших у ворот всегда хоровод», С-П.,
М. Погребинской «Развесёлый разговор» («Музыкальные скороговорки»), М.
1994 г.
Фонопедический метод развития голоса В.А. Емельянова
Пособие А.Н Брызгалова, М.А. Калиновская «Театрально-игровая
деятельность дошкольников», Минск «Издательство Юнипресс», 2006 г.

Практическое руководство Е.Р.Рагул, М.Л. Козырева «Театр в чемодане»,
Спб, Литера 1998 г.
7. Репертуарно-методический сборник С.И. Пушкина «Мы играем и
поем»(инсценировки р.н. игр, песен, праздников. Москва «Школьная
пресса» 2001 г.
8. Музыкальные сказки-спектакли Е.В. Горбина, М.А. Михайлова «В театре
нашем мы для вас поем и пляшем», Академия развития Академия Холдинг,
2000 г.
6.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».