СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………….4 1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………………….4 1.3. Планируемые результаты …………………………………….………………….5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебно-тематический план ……………………………………………………...5 2.2. Содержание программы …………………………………………………...…….13 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Условия реализации программы ………………………………………………..16 3.2. Оценочные материалы …………………………………………………………..16 3.3. Список литературы ………………………………………………………………20 Приложение……………………………………………………………………………20 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Ф.И.О. автора Храмцова Елена Юрьевна Учреждение Наименование программы МАДОУ «Детский сад №11» города Березники Пермского края «НейроАзбука» Тип программы Дополнительная образовательная программа Направленность Социально-педагогическая Образовательные области Речевое развитие Вид программы Модифицированная Возраст воспитанников 5-6 лет Срок обучения 1 год Объем часов обучения 64 часа Уровень освоения программы Цели программы Базовый С какого года реализуется программа Создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к чтению. 2024 год 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребёнка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у первоклашек не возникало много проблем, одна из которых комплекс неполноценности. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и развивается. Это самое благоприятное время для обучения, самый сенситивный период для общего развития речи детей. Задача педагога дошкольного учреждения – помочь детям как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу наследующую ступень в их жизни. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Актуальность и целесообразность. Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования «НейроАзбука» по обучению детей 5-6 лет чтению и письму. 1.2. Цель и задачи программы Основная цель программы - выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к чтению. Основные цели и задачи годового курса занятий по обучению чтению. Развивающие: - развивать воображение, творческое мышление, внимание, память; - формировать мыслительные операции анализа и синтеза звукового состава слов. Воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим. Образовательные: - обучать детей сознательному, правильному, плавному послоговому чтению; - познакомить с понятиями: «звук», «слово», «предложение»; - узнавать зрительный образ букв, называть букву звуками, которые она обозначает; - научиться писать печатными буквами буквы, слоги, слова; - освоить начала звуко-буквенного анализа слов; - отрабатывать навык штриховки. Коррекционные: - профилактика дислексии и дисграфии. Основные принципы: Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах: - принцип систематичности и последовательности: концентрическая организация программы и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»); - принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; - принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи; - онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых). 1.3. Планируемые результаты К концу учебного года дети должны: 1. В области фонетики: - владеть понятиями «звук», «слово», «слог», «гласный», «согласный»; - дифференцировать звуки: гласные – согласные (твёрдые – мягкие); - производить звуковой анализ слов, состоящих их 3 – 4 звуков. 2. В области первоначального чтения: - знать названия букв; - свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. 3. В области подготовки к обучению грамоте: - различать основные элементы букв по форме, используя шаблоны; - прописывать элементы букв (от простого к сложному): обвести контур в воздухе, по пунктирам, по опорным точкам, самостоятельное прописывание по образцу; - писать буквы, слоги и слова в определенной, заданной последовательности; - учиться ориентироваться в тетради. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Тема Учебно-тематический план Содержание Кол-во часов Октябрь 1 Основные понятия Познакомить с основными структурными речи. Предложение. единицами речи: слово, предложение. Слово. Дать представление о различных типах предложений (интонация повествования, вопроса и восклицания). Развивать графические навыки (обводка по шаблону, штриховка предмета сверху вниз). 1 2 Звуки речи. Дать понятие о звуках речи. Формировать умение определять место звука в слове. Развивать первичные навыки звукового анализа слов. 1 3 Звук и буква А. 2 4 Звук и буква У. 5 Звук и буква О. Дать понятие – звук и буква, знать их отличия. Познакомить детей «Буква - это значок, обозначающий звук на письме». Познакомить с термином «Заглавная буква». Совершенствовать фонематический слух – игра «Цепочка слов». Познакомить с образом буквы А. Развивать графические навыки – прописывание печатных букв А Совершенствовать фонематический слух. Закрепить понятия – звук и буква. Познакомить с образом буквы У. Развивать графические навыки – прописывание печатных букв У, обводка по шаблону, штриховка предмета слева на право. Закреплять изученные понятия. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов. Совершенствовать фонематический слух – игра «Кто внимательный». Познакомить с образом буквы О. Развивать графические навыки – прописывание печатных букв О Ноябрь 6 Звуки М, М'. Буква М. 2 7 Звуки С, С'. Буква С. Дать понятие о звуках гласные – согласные. Формировать умение определять место гласного и согласного звука в слове. Познакомить с образом буквы М. Развивать графические навыки прописывание печатных букв, обводка по шаблону, штриховка предмета. Упражнять в различении гласных и согласных звуков. Развивать первичные навыки звукового анализа слов. Формировать умение подбирать слова с заданным согласным звуком (в начале и в конце слова). Познакомить с образом буквы С. Развивать графические навыки. 2 2 2 8 Звуки Х, Х'. Буква Х. 9 Звуки Р, Р'. Буква Р. 10 Звук Ш. Буква Ш. 11 Звук Ы. Буква Ы. 12 Звуки Л, Л'. Буква Л. 13 Звуки Н, Н'. Закреплять изученные понятия. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов. Совершенствовать фонематический слух – игра «Подскажи словечко». Познакомить с образом буквы Х. Развивать графические навыки – прописывание печатных букв Х, слогов и слов. Уточнить артикуляцию звука «Р», характеристику звуков Р, Р'. Развивать фонематический слух - упражнять в определении места звука в слове. Познакомить с образом буквы Р. Упражнять в чтении слогов и слов с изученными буквами. Развивать графические навыки – прописывание печатной буквы Р, слогов и слов. Декабрь Уточнить артикуляцию звука. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Ш. Познакомить с образом буквы Ш. Упражнять в чтении слоговой таблицы (по цепочке). Игра «Подбери к слогу картинку». Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Ш. Учить выделять гласные звуки «а, у, о, ы» в ударной позиции. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов. Совершенствовать фонематический слух – игра «Кто внимательный». Познакомить с образом буквы Ы. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками Л – Ль. Познакомить с образом буквы Л. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Игра «Слоговое домино». Развивать графические навыки – прописывание печатной буквы Л. Упражнять в печатании слов под диктовку. Уточнять артикуляцию звуков, дать 2 2 2 2 2 2 Буква Н. 14 Звуки К, К'. Буква К. 14 Звуки Т, Т'. Буква Т. 15 Звук и буква И. 16 Звуки П, П'. Буква П. характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками Н – НЬ. Познакомить с образом буквы Н. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Развивать графические навыки – прописывание печатной буквы Н. Январь Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками К - К'. Познакомить с образом буквы К. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Игра «Собери слово» Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы К. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками Т – ТЬ. Познакомить с образом буквы Т. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Развивать графические навыки – прописывание печатной буквы Т. Познакомить детей со слогообразующей ролью гласных; дать представление о слоге. Развивать фонематический слух – игра «Где чей дом?» (Закрепить понятие «твердые и мягкие согласные») Минутка чистописания - дорисуй узор по образцу. Упражнять в чтении слоговых таблиц. Познакомить с образом буквы И. Работа по индивидуальным листам с заданиями. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками П - П'. Познакомить с образом буквы П. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Развивать фонематический слух и восприятие. Звонкие и глухие звуки. Игра «Угадай, как меня зовут?» Развивать графические навыки – прописывание печатной буквы П. 2 2 2 2 17 Звуки З, З'. Буква З. 18 Звук и буква Й. 19 Звуки Г, Г'. Буква Г. 20 Звуки В, В'. Буква В. Февраль Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками З - З'. Познакомить с образом буквы З. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Игра «Собери слово» Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы З. Уточнять артикуляцию звука, дать характеристику звука. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Й. Познакомить с образом буквы Й. Сравнить её с буквой И. Упражнять в чтении простых слов, коротких предложений. Игра «В слове букву мы меняем и новое слово получаем». Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Й Упражнять в печатании слов под диктовку. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками Г – Г'. Познакомить с образом буквы Г. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Игра «Собери слово» Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Г. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками В - В'. Познакомить с образом буквы В. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Игра «Телеграф» Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы В. Март 2 2 2 2 21 Звуки Д, Д'. Буква Д. 22 Звуки Б, Б'. Буква Б. 23 Звук и буква Ж. 24 Звуки Ф, Ф'. Буква Ф. 25 Звук и буква Ч. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками Д – Д'. Познакомить с образом буквы Д. Упражнять в чтении слоговой таблицы (по цепочке). Игра «Буква потерялась» Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Д. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками Б – Б'. Познакомить с образом буквы Б. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Развивать фонематический слух и восприятие. Развивать графические навыки – прописывание печатной буквы Б. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Ж. Познакомить с образом буквы Ж. Упражнять в чтении слоговой таблицы (по цепочке). Познакомить с правилом «ЖИ, ШИ пиши с буквой И, а читай как с Ы» Игра «Подбери к слогу картинку» Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Ж. Уточнять артикуляцию звуков, дать характеристику звуков. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками Ф - Ф'. Познакомить с образом буквы Ф. Упражнять в чтении слоговой таблицы. Игра «Телеграф» Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Ф. Апрель 2 Уточнять артикуляцию характеристику звука. 2 звука, дать 2 2 2 26 Звук и буква Щ. 27 Звук и буква Ц. 28 Звук и буква Э. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Ч. Познакомить с образом буквы Ч. Упражнять в чтении простых слов, коротких предложений. Игра «В слове букву мы меняем и новое слово получаем». Развивать графические навыки – прописывание печатной буквы Ч. Упражнять в печатании слов под диктовку. Игра «Я знаю 5 слов на звук…» Уточнять артикуляцию звука, дать характеристику звука. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Щ. Познакомить с образом буквы Щ. Сравнить её с буквой Ш. Упражнять в чтении простых слов, коротких предложений. Игра «В слове букву мы меняем и новое слово получаем». Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Щ. Упражнять в печатании слов под диктовку. Уточнять артикуляцию звука, дать характеристику звука. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Ц. Познакомить с образом буквы Ц. Упражнять в чтении простых слов, коротких предложений. Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Ц. Упражнять в печатании слов под диктовку. Закреплять изученные понятия. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов. Учить графически записывать «простые предложения с заданным словом». Совершенствовать фонематический слух – игра «Кто внимательный». Развивать графические навыки – прописывание печатной буквы Э. Упражнять в печатании слов под диктовку. Май 2 2 2 29 Йотированные гласные звуки – Я. 30 Йотированные гласные звуки – Е. 31 Йотированные гласные звуки – Ё. 32 Йотированные гласные звуки – Ю. Сказка про букву Я. Учить слышать при произнесении сочетание звуков «йа». Уточнять артикуляцию звука, дать характеристику звука. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов с буквой Я. Познакомить с образом буквы Я. Упражнять в чтении слогов, простых слов. Звуковой анализ слов: яма, Яша. Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Я. Сказка про букву Е. Учить слышать при произнесении сочетание звуков «йэ». Уточнять артикуляцию звука, дать характеристику звука. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов с буквой Е. Познакомить с образом буквы Е. Упражнять в чтении слогов, простых слов. Звуковой анализ слова: ель. Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Е. Сказка про букву Ё. Учить слышать при произнесении сочетание звуков «йо». Уточнять артикуляцию звука, дать характеристику звука. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов с буквой Ё. Познакомить с образом буквы Ё. Упражнять в чтении слогов, простых слов. Звуковой анализ слова: ёж. Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Ё. 1. Сказка про букву Ю, учить слышать при произнесении сочетание звуков «йу». 2. Уточнять артикуляцию звука, дать характеристику звука. 3. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов с буквой Ю. 3. Познакомить с образом буквы Ю. 4. Упражнять в чтении слогов, простых слов. 5. Звуковой анализ слов: юла. 6. Развивать графические навыки, профилактика дисграфии – дописывание недостающих элементов печатной буквы Ю. 2 2 2 1 33 Итоговое занятие «Моя веселая азбука». Итого Демонстрация детьми знаний, полученных за период обучения в рамках дополнительной образовательной услуги «НейроАзбука» 1 64 часа 2.2. Содержание программы Программа «Нейроазбука» состоит из двух блоков. Первый блок включает в себя сочетание традиционной методики обучения чтению и нейропсихологических практик и методик, второй блок «НейроГрамота» – направлен на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, закрепления образа букв и их написания. Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенкадошкольника. В ней предусматривается постепенное расширение и усложнение программных задач. Эффективность программного материала обусловлена следующим: «НейроАзбука» содержит комплекс упражнений, с помощью которых ребёнок сможет быстро и легко освоить навык чтения. Занятия по данной программе способствуют расширению кругозора и развитию мышления, речи, памяти. В каждое занятие «НейроАзбуки» включены упражнения, направленные на развитие зрительного, буквенного и пространственного гнозиса, зрительно-моторной координации и внимания. Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей, требованиям ФГОС ДО. Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка. Программа «НейроАзбука», предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на один год обучения (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 25 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю. Организация деятельности: Основная форма организации работы - игровая, так как именно эта деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и, именно, в игре развиваются творческие способности ребенка. При реализации данной программы применяются различные приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (занимательные упражнения, графические, фонематические, игры на развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве); используется разнообразный дидактический материал; таблицы слогов, предметные картинки для составления предложений; сюжетные картинки; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи для печатания букв, штриховки предметов и др.). Структура программы «НейроАзбука» Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы. 1. Звуки речи. 2. Образ буквы. 3. Первоначальное чтение. В течение года дети вслушиваются в звучание слов, учатся узнавать, различать и выделять в словах отдельные звуки; определять их позицию в слове; овладевают правильной артикуляцией звуков. Изучение особенностей звуков завершается знакомством с соответствующими образами букв. Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание её целостного образа. На закрепление образов букв используются следующие упражнения: - выбор букв из цепочки букв разной величины, цвета; - украшение, раскрашивание буквы; - работа с буквенным конструктором; - нахождение образа знакомой буквы в зашифрованных рисунках; - дорисовать элементы так, чтобы получилась буква. При обучении первоначальному чтению используются упражнения: - чтение по слоговой таблице; - работа с магнитной азбукой; - чтение прямых и обратных слогов; - дидактические игры на совершенствование навыков чтения; - чтение слов на индивидуальных листах; Примерная структура занятия в рамках дополнительной услуги «НейроАзбука» 1. Пальчиковая гимнастика (с элементами образовательной кинезиологии) 2. Подготовка руки к письму (обводка и штриховка предмета, прописывание элементов на листах в линейку) 3. Игровые упражнения на развитие слухового внимания и памяти 4. Знакомство с со звуком и буквой. 5. Работа над звуковым анализом слова. 6. Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры. 7. Физкультминутка. 8. Индивидуальная работа детей с раздаточным материалом. 9. Чтение слогов и слов. 10. Рефлексия. Система занятий, построенная на увлекательных играх и упражнениях со словами, звуками, буквами, вызывает у детей интерес к процессу чтения. Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление. Занятия построены на сочетании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма способствует развитию умственных качеств дошкольников, формированию интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей, а в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику. Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению Цель: объединение интересов педагога и родителей по подготовке детей к обучению чтению, т.е.прохождение первого этапа по подготовке детей к школе. Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико-синтетического слияния звуко-буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательногопроцесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости проведения игр в домашних условиях и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом. № п\п 1 2 Тема Форма «Современные требования к подготовке Круглый стол ребенка к школе», презентация дополнительной услуги - «НейроАзбука» Видеожурнал «Наши занятия» Выпуск видеосюжетов о занятиях дошкольников в кружке «НейроАзбука» Дата Сентябрь В течение учебного года 3 «Ваш вопрос – наш ответ!» Индивидуальные В течение консультации учебного года 4 «Моя весёлая азбука» Итоговое Май интегрированное занятие развлечение 3.1. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение Парты (столы) – 8 шт. Стул детский – 16 шт. Магнитно-маркерная доска – 1 шт. Развивающие игры. Обучающие настольно-печатные игры. Раздаточный материал по темам. Демонстрационный материал к изучаемым темам. Игрушки. Наборное полотно с ячейками для тридцати трех букв. Таблица с буквами-картинками. Цветные карандаши, простые карандаши, бумага и т.д. Магнитная азбука – 1 шт. 3.2. Оценочные материалы МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И НАВЫКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НАЧАЛО ГОДА. ФОНЕТИКА 1. Дифференцирование гласных и согласных звуков Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: (а, м, н', о, у, р, р'), а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только на гласные звуки. Критерии оценки: - полный ответ 3 балла; - анализ с ошибками 2 балла; - ответ с помощью воспитателя 1 балл; - отсутствие ответа 0 баллов. 2. Выделение гласного звука в начале слова. Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: (а, и, о, у). Критерии оценки: - полный ответ 3 балла; - анализ с ошибками 2 балла; - ответ с помощью воспитателя 1 балл; - отсутствие ответа 0 баллов. 3. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова. ПРИМЕЧАНИЕ: предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками. Педагог произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа. Критерии оценки: - полный ответ 3 балла; - анализ с ошибками 2 балла; - ответ с помощью воспитателя 1 балл; - отсутствие ответа 0 баллов. 4. Звуковой анализ слова. Материал для анализа: Кот Дом Волк Тень Лиса Педагог моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Он зачитывает слова, а ребёнок выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков; затем он дает полную характеристику звуков. Критерии оценки: - полный ответ 3 балла; - анализ с ошибками 2 балла; - ответ с помощью воспитателя 1 балл; - отсутствие ответа 0 баллов. НАВЫКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. 1. Называние образов букв 2. Слияние гласных с согласными 3. Чтение открытых слогов. Критерии оценки: - полный ответ 3 балла; - чтение с ошибками 2 балла; - ответ с помощью воспитателя 1 балл; - отсутствие ответа 0 баллов. 24 – 16 баллов - высокий уровень 15 – 8 баллов - средний уровень 7 - 0 баллов – низкий уровень. КОНЕЦ ГОДА. ФОНЕТИКА 1. Дифференцирование звуков Педагог просит назвать: - гласные звуки в словах: сон, мышка, лужа; - согласные твёрдые в словах: мяч, лук, рыба; - согласные мягкие в словах: луч, репа, конь, гусь; Критерии оценки: - все звуки дифференцированы правильно – 3 балла; - один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла; - неправильно дифференцированы звуки двух групп – 1 балл; - ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов. 2. Звуковой анализ слов. Материал для анализа: - шар - хвост - мишка Педагог предлагает преобразовать звуковую схему слова «мишка» в звуковую схему слова «мышка». Критерии оценки: - полная правильная схема – 2 балла; - схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл; - отсутствие преобразования – 0 баллов 3. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова. ПРИМЕЧАНИЕ: предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками. Педагог произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа. Критерии оценки: - полный ответ 3 балла; - анализ с ошибками 2 балла; - ответ с помощью воспитателя 1 балл; - отсутствие ответа 0 баллов. 4. Звуковой анализ слова. Материал для анализа: Кот Дом Волк Тень Лиса Педагог моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Он зачитывает слова, а ребёнок выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков; затем он дает полную характеристику звуков. Критерии оценки: - полный ответ 3 балла; - анализ с ошибками 2 балла; - ответ с помощью воспитателя 1 балл; - отсутствие ответа 0 баллов. НАВЫКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Называние образов букв Слияние гласных с согласными Чтение открытых слогов. Чтение односложных слов. Чтение предложений. Чтение коротких текстов. Критерии оценки: - полный ответ 3 балла; - чтение с ошибками 2 балла; - ответ с помощью воспитателя 1 балл; - отсутствие ответа 0 баллов. 26 - 18 баллов – высокий уровень 17 – 9 баллов – средний уровень 8 – 0 баллов – низкий уровень. Обследование готовности руки дошкольников к письму Методики определения готовности руки к овладению письмом у детей пяти-семи лет Л.А. Венгера «Дорожки». Методика: «Дорожки» Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого дом. Машина должна проехать по дорожкек дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, нодоступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней. Проводится индивидуально или с группой детей (10 – 15). Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки». Выходы за пределы «дорожки» могут учащаться с приближением к «домику»: торопясь к цели, ребенок забывает о других условиях задачи. Уровень выполнения высокий (3 балла), если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз. Средний уровень (2 балла) – выходы за пределы «дорожки» отсутствуют,но неровная, дрожащая линия, многократное проведение по одному и томуже месту. Уровень выполнения низкий (1 балл) – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, илилиния с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту. 3.3. Список литературы 1. Баева Н.А., Калмыкова Н.В. Методики выявления уровня знаний звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя и культуры речи, «АРКТИ», М., 2007г. 2. Солдатова Е. «НейроАзбука», М., 2024г. 3. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты добукварного периода. 5-7 лет. ФГОС.Детство-Пресс, 2018г. 4. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет). ФГОС. ДетствоПресс, 2018г. 5. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. ФГОС.Детство-Пресс, 2018г. Приложение