Парциальная программа по математическому развитию "Игралочка" Л.Г.Петерсон
29.01.2024
Парциальная образовательная программа математического
развития «Игралочка» авторов
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой (далее – программа «Игралочка») определяет базисное содержание и специфические задачи
формирования элементарных математических представлений детей в области
познавательного развития. В основу программы «Игралочка» положены
концептуальные идеи непрерывности образования, представленные в образовательной
системе Л.Г. Петерсон. Программа направлена на создание условий для накопления
ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических
способов познания действительности, предлагает комплекс педагогических
инструментов, обеспечивающих преемственность математического развития детей на
дошкольном и начальном уровнях общего образования.
Программа
«Игралочка» разрабатывалась с уважением к классической педагогике и психологии
и одновременно – с опорой на новейшие достижения мировой науки о дошкольном
детстве и общие законы организации и развития любой деятельности,
разработанные ведущими российскими методологами в последние десятилетия.
Среди
основных принципов к построению парциальной программы «Игралочка» авторы
выделяют принципы гуманизации и гуманитаризации образования, приоритета
развивающей функции в обучении математике.
Исходя
из принципов гуманизации и гуманитаризации образования, содержание в программе
«Игралочка» ориентировано на личность ребенка, и выражается, условно говоря,
тезисом «не ребенок для математики, а математика для ребенка».
Принцип
приоритета развивающей функции в обучении математике предполагает не столько
собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько
образование и развитие с помощью математики.
Одним
из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих уровней –
начального и основного общего образования – заключается в том, что развитие
ребенка дошкольного возраста осуществляется не в учебной деятельности, а через
различные виды детской деятельности. Именно поэтому программа «Игралочка»
строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности,
таких как игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные),
беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.
Игра,
общение, познавательно-исследовательская деятельность пронизывают все разделы
данной парциальной программы, отсюда и ее название: «Игралочка».
Программа
«Игралочка» может быть использована как в рамках дошкольного образования, так и
в рамках предшкольной подготовки детей (например, на курсах подготовки к
школе на базе школ и гимназий).
В
связи с этим, программа «Игралочка» включает в себя основной и вариативный
(предшкольный) компоненты, отличающиеся решаемыми образовательными задачами и
методическим обеспечением:
Возраст
детей |
Основной
компонент |
Вариативный
компонент |
3-4
года |
курс
«Игралочка», часть 1 |
|
4-5
лет |
курс
«Игралочка», часть 2 |
|
5-6
лет |
курс
«Игралочка – ступенька к школе», часть 3 |
курс
«Раз – ступенька, два – ступенька...», часть 1 |
6-7
лет |
курс
«Игралочка – ступенька к школе», часть 4 |
курс
«Раз – ступенька, два – ступенька...», часть 2 |
Структура
программы «Игралочка», дидактические средства освоения ее содержания
(образовательная технология, организационные формы, методическая обеспеченность
и пр.), наличие вариативного (предшкольного) компонента создают возможность для
ее реализации в детских садах, Центрах развития ребенка, прогимназиях, школах и
других образовательных организациях, имеющих дошкольные образовательные группы
(с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток). Кроме того,
программа «Игралочка» может быть эффективно использована для индивидуальной
работы с детьми, в том числе и в условиях семейного образования.
Непосредственным
продолжением парциальной программы «Игралочка» является программа по
математике «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Л.Г.
Петерсон, Д.Л. Абрарова, Н.Х. Агаханова, Г.В. Дорофеева и др. Содержание
программы «Игралочка» позволяет дошкольникам накопить первичный опыт
математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям
школьного курса математики, обеспечивая тем самым преемственность целей, задач
и содержания между дошкольным, начальным и основным уровнями общего
образования.
Структура
программы «Игралочка» позволяет включаться в ее освоение на любом этапе дошкольного
образования в следующих вариантах:
-
для детей 3-4 лет и 4-5 лет – начиная с курса «Игралочка»;
-
для детей 5-6 лет и 6-7 лет – начиная с курса «Игралочка – ступенька к школе»
либо с вариативного курса «Раз – ступенька, два – ступенька...».
Цели
и задачи реализации программы «Игралочка».
В
соответствии с принятым в программе «Игралочка» методологическим подходом ее
основной целью становится не столько формирование у детей
математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления
каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических
способов познания действительности, что станет основой для его умственного и
личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к
саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.
Учитывая
специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание
активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной
самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения
его уровнях.
При
этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем
готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при
освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе
осваивать новые способы добывания знаний.
В
силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности
является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий
обеспечения непрерывности образовательного процесса, что нашло свое отражение в
Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
Таким
образом, с точки зрения приоритета развивающей функции образования конкретные
математические знания рассматриваются авторами не как самоцель, а как средства
развития личностных качеств ребенка, формирования у него первичного опыта
выполнения таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу,
фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов
преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их
контроль и оценивание, исправление ошибок и др.
Поэтому
конкретное содержание в программе «Игралочка» подчинено задаче
общеинтеллектуального и общекультурного развития детей, формирования у них
предпосылок математического стиля мышления, что обеспечит не только успешное
освоение математического содержания в школе, но и станет фундаментом для
развития умения учиться и изменять себя, способности к саморазвитию.
Задачи
математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития
познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста,
особенностей становления познавательной деятельности и развития личности
ребенка.
Так,
приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются
развитие:
- логико-математических
представлений (элементарных представлений о математических свойствах и
отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и
закономерностях);
-
мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и
отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);
-
сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений
(обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
-
любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности
(познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
-
находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных
решений задач;
-
вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
-
мелкой моторики;
ознакомление:
-
с математическими способами познания действительности (счет, измерение,
простейшие вычисления);
-
с экспериментально-исследовательскими способами познания математического
содержания (экспериментирование, моделирование и др.);
формирование
опыта:
-
аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
-
работы по правилу и образцу;
-
фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
-
выбора способов преодоления затруднения;
-
постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих
действий;
-
проверки результатов своих действий, исправления ошибок;
воспитание:
-
нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение
целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения
со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства
других);
-
положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Перечисленные
задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой
возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных
операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных
действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой
работы в течение нескольких лет.
Организация
образовательного процесса
В
основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод,
который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в
их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем
самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и
обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и
направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют
проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают
«открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное
взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
Большое
внимание в Программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и
творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные
математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Работа с дошкольниками по данной программе ведется в зоне их ближайшего
развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им
предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
При
всем многообразии форм работы с детьми дошкольного возраста ряд задач
математического развития наиболее успешно может быть решен в процессе такой
формы работы, как занятия, по своей сути представляющие собой специально
моделируемые в соответствии с программными задачами образовательные ситуации.
В
ходе занятий дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате,
общаются, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся
система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное
продолжение его игровой и практической деятельности.
В программе «Игралочка» выделяются три типа образовательных
ситуаций:
- образовательные
ситуации «открытия» нового знания;
- образовательные
ситуации тренировочного типа;
- образовательные
ситуации обобщающего типа (итоговые).
Подчеркнем,
что слово «занятие» применительно к дошкольникам понимается авторами как
условное обозначение заинтересованной и увлекательной совместной
деятельности детей и взрослых.
Дидактической
основой организации работы с детьми по программе «Игралочка» является система дидактических принципов.
Одной
из ключевых особенностей программы «Игралочка» является то, что в основу
организации образовательного процесса положен современный педагогический
инструмент – технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсон).
Данная
технология представляет собой адаптированный вариант технологии
деятельностного метода Л.Г. Петерсон, разработанной в середине 1990-х гг.,
т.е. более 20 лет назад. За это время она прошла широкую практическую апробацию
и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на
каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности
обучающихся, организовать их познавательную деятельность на основе общих методологических
законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).
Данный
подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр
универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом
практически реализовывать те задачи, которые ставит перед непрерывным
образованием современное общество.
На
дошкольном уровне речь идет о приобретении детьми первичного опыта выполнения
универсальных действий. В качестве предпосылок универсальных учебных
действий в образовательной системе Петерсон Л.Г. рассматривается опыт
выполнения детьми таких универсальных действий, как: работа по правилу и
образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор
способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий,
их контроль и оценивание, исправление ошибок и др.Технология «Ситуация» дает
педагогу ключ к управлению данным процессом.
Схема (памятка) анализа занятия открытия нового знания
Схема анализа соответствия образовательного процесса дидактическим принципам деятельностного метода обучения
27.01.2025
Развивающая среда. Рекомендации для педагогов.
01.07.2025